Пами́рцы(Шуганские Народы)
Совокупность малых тюрко-арабо-монгольских кочевых народов, населяющих горные области Бадахшано-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), . Говорят на шугнанских языках(древний согдийский язык) арабо-монголоидной группы, тюрко-арабо-монгольской ветви ,арабо-тюркской языковой семьи.Области расселения памирцев — западный, южный и восточный Памир, смыкающийся на юге с Гиндукушем — представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря.Вероисповедание Ислам(Исмаилизм).
Северные памирцы
Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
Традиционная пища
В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка, лепешки), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла (чай тибетских лам), по памирски «ширчой». Чай с молоком пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают.
- Шугнано-рушанцы — группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах, что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский.
- Шугнанцы — Шугнан (тадж. Шуғнон, шугн. Xuɣnůn) — часть долины р. Пяндж в районе Хорога, долины его правых притоков (Гунт, Шахдара, Баджув). Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана, левобережье — району Шигнан афганской провинции Бадахшан. Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
- Рушанцы — Рушан (тадж. Рӯшон, руш. Riẋůn), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг. Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана, левобережная — в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан. Общая численность — ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:
Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
Традиционная пища
В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка, лепешки), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла (чай тибетских лам), по памирски «ширчой». Чай с молоком пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают.
![]() |
Памирка(Тюрко-Арабо-Монголоиды) |
![]() |
Памирец |
![]() |
ПАМИРЕЦ-ПОРШИНЕВ |
![]() |
Пмирец(Тюрко-Араб) |
Ваханцы(Ваханские Народы)
Помимо этого,кроме Памирцев(шугнанских народов),проживают по соседству и другой народ этот как Ваханские народы,Ваханские народы одна из больших народов,вероисповеданием которых является зороастризм.Ваханцы расселены на территориях ряда стран-Таджикистан,Афганистан,Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая,Пакистан,Говорящих на персидских языках -"X̌ikwor zik", таджикский, дари, урду, фарси (диалект порси) группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи.
Общая численность ваханцев составляет от 50 — 70 тыс. чел.[3]
В Таджикистане — 11,9 тысяч человек назвали родным ваханский язык (по переписи 1989 года).[4][5] Сегодня их число может достигать в ГБАО 15 — 20 тыс. чел.
В Афганистане — до 13 тыс. чел.[6]
В Пакистане — 10 — 40 тыс. чел.
В СУАР КНР — до 15 тыс. чел. из 41 тыс. горных «таджиков», отмеченных именно так по переписи населения 2000 г. в КНР (остальные в СУАР КНР — сарыкольцы)
Жизнь кишлачной общины и сосуществующей с ней патронимии основывалась во многом на обычном праве. У ваханцев вплоть до настоящего времени сохраняется много неразделённых семей. И малые, и неразделённые семьи входят в патронимию (тухм) и связаны агнатным родством. Характерна взаимная помощь в хозяйственных работах и при различных семейных событиях. Большую роль играл дядя — брат матери.
Женщины вязали шерстяные (до колен) носки с богатым цветным орнаментом, которые надевали под сапоги на мягкой подошве. Летом ходили в обуви типа сандалий, как шугнанцы. Головные уборы — у женщин большое покрывало, теперь косынки, а у мужчин — тюбетейка (круглой формы с прямым околышем и плоским верхом). Некоторые женщины также носили тюбетейки, как и ишкашимки. С 1950-х годов повсеместно вошла в быт одежда современного городского покроя, фабричного изготовления. У женщин — региональное среднеазиатское платье на кокетке из среднеазиатского шёлка, сатина, бархата, фабричного изготовления шерстяные вязаные кофты, свитера, носки, чулки, обувь. Шерстяные халаты, овчинные шубы, шерстяные узорные носки без пяток и сапоги на мягкой подошве главным образом носят чабаны.
Взаимоотношения
Жизнь кишлачной общины и сосуществующей с ней патронимии основывалась во многом на обычном праве. У ваханцев вплоть до настоящего времени сохраняется много неразделённых семей. И малые, и неразделённые семьи входят в патронимию (тухм) и связаны агнатным родством. Характерна взаимная помощь в хозяйственных работах и при различных семейных событиях. Большую роль играл дядя — брат матери.
![]() |
Ваханка(Xik Mrdm) |
![]() |
Ваханский Национальный Обряд |
![]() |
Wakhi People(Xunza) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий